ЕДИНСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СМЫСЛА

.

МАЛЬЧУКОВ В Л.

Иркутский государственный университет

Обогащение современного образовательного процесса за счет внедрения в него разных гуманитарных дисциплин обозна­чило очередной этап активизации известного в педагогике и дидактике принципа разнообразия и полноты. Все более прочное место в учебных планах не только вузов, но и школ обретают помимо философии культурологические дисциплины и религио­ведение. С полным основанием можно утверждать, что гумани­тарная составляющая во всех ступенях образования сейчас представлена более развернуто и весомо, чем раньше. Тем не менее гуманитаризация, как она проходит в настоящее время, обнаруживает ряд недостатков: ее все еще отличают моменты случайности и бессистемности; наблюдается переоценка значе­ния некоторых культурно-мировоззренческих феноменов (на­пример религии), которые наделяются качеством абсолюта в формировании смысло-жизненных оснований личности и общес­твенных ориентаций.

Эти недостатки препятствуют выработке стремления к творчеству, изобретательности, получению новых смыслов, задающих импульс к гуманистическому пониманию бытия. Складывается ситуация, когда сам цикл гуманитарных дисцип­лин, участвующих в образовании, не представляет собой внут­ренней целостности. В этих условиях преодоление снобизма естественнонаучной рациональности, ведущей к господствую­щему положению технократического мировосприятия, оказыва­ется для гуманитаризации делом крайне сложным (если вообще осуществимым).

В связи с этим необходимым является полное осознание того, что хотя вся полнота смыслов формируется совокупной человеческой культурой, именно в области гуманитарного зна­ния происходит синтезирование наиболее емких и универсаль­ных смыслов, делающих возможными идентификацию и разли­чение личности, этноса и человеческого сообщества во всемир­ном значении и масштабе. Эти смыслы лишены объектно- предметной «привязанности» и неизбежной ограниченности, характерных для естественнонаучных дисциплин, хотя и форми­руются при обязательном учете результатов последних.

Но вследствие того, что процесс гуманитаризации пред­ставляет собой двунаправленный контакт разного рода дисцип­лин, выявляется еще один, на наш взгляд, существенный ее недостаток — отсутствие обобщенных междисциплинарных обосновывающих представлений. Так как важнейшим следстви­ем гуманитаризации должно стать формирование новых гума­нистических смыслов, то знаменательным междисциплинарным основанием ее, по нашему мнению, должна выступить теория смысла. Абстрактный уровень теории смысла задается извест­ным в логике и семиотике подразделением предметного (объек­тного), смыслового (ценностного) и системного (синтаксическо­го) отношений, конституирующих знак. Принимая это во внима­ние, не только допустимо, но и целесообразно представить (с известным, правда, огрублением) разграничение наук на естес­твенно-технические и гуманитарные таким образом, что в естественнонаучном знании осуществляется объектное отноше­ние, а в гуманитарном — смысловое (ценностное).

Тем самым более явственно на формально-абстрактном уровне предстает необходимость единства и взаимодействия этих групп наук: ведь ценностное отношение может существо­вать только по поводу и в связи с объектным (предметным) отношением, а предметное, в свою очередь, с необходимостью должно включаться в сферу ценностей.

Но раз речь идет о построении универсальных гуманисти­ческих смыслов, то ясно и то, что сами по себе естественно- технические дисциплины (а следовательно, и образование в рамках этих дисциплин) такой способностью не обладают. К тому же, как было уже сказано, случайный, фрагментарный подбор «гуманитаризующих» дисциплин тоже не содействует этому.

В таких условиях определенную пользу делу может прине­сти дальнейшая разработка теории смысла. Благодаря историко- генетическому (эволюционному) анализу смыслов, проясняю­щему их происхождение и воздействие на развитие человечес­ких обществ, построению синхронных генеративных и тран­сформационных моделей смысла, изучению проблемы качества смысла, есть возможность оптимизировать общие программные ориентации гуманитаризации, обеспечить более глубокую инди­видуализацию образовательного процесса, активизировать са­мостоятельную устремленность личности к выработке тех смыс­лов, которые способны определить ее существование, интегри­ровать ее с социумом и выделить из него.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.