Купить этот сайт

Урок – сочинение эссе (на основе исходного текста).

.

Цель урока:

1. Познакомить ребят с жанром сочинения – эссе;

2. Научиться анализировать сочинение – эссе;

3. Научиться создавать текст по ассоциации.

Оборудование урока:

1. Текст И.Бражник «Сумка волшебника». Гл. «После потопа».

2. Схема.

3. Словарь (толковый).

4. Таблицы.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Вечная новизна – вот в чём мера

достоинства любого произведения

искусства.

Эмерсон.

Нужные слова в нужном месте – вот

подлинное определение стиля.

Свифт.

Почему мною взяты именно эти слова? Как они связаны с темой урока?

Сегодня продолжаем разговор о художественном стиле, или другими словами о стилях

художественной литературы.

- Какие качества есть у художественного стиля? В чём его специфика?

( писатели по-особому выражают мысли – при помощи художественных образов);

(образность – изобразительно-выразительное средство; ритмичность; системность;

творческая индивидуальность автора).

Художественный образ – это картина жизни, созданная писателем, чтобы каждый

читатель мог увидеть и проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.

Читая художественные книги, мы «видим», что рисует писатель, «слышим» звуки,

«ощущаем» запахи, узнаём мысли и чувства людей.

Из чего складывается художественное мастерство?

Мастерство есть одновременно

и

мысли, и форма.

А.Слонимский.

(М.Горький – язык, тема и сюжет)

- Играют какую-то роль личность писателя? Особенности его мировосприятия? Его

психология? Его талант?

- В чём особенности стиля Гоголя? (художественный приём – предметная деталь –

она одушевлена; вещи – двойники своих хозяев бездуховность героев).

2.Проверка домашней работы.

- Чтение; рассказ ребят о «говорящих деталях Гоголя.

Вывод. ( запись )

Окружающая героев поэмы среда одушевлена. Духовный застой героев, с их застывшим

и убогим внутренним лицом. На столкновении внешнего и внутреннего миров, на их

сопоставлении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.

3.Читать литературный текст, воспринимать язык художественной литературы как

искусство – это и большой труд, и большая радость открытий в истории, в жизни, в

культуре.

Мы с вами знакомы и с жанрами литературы, и с жанрами сочинений

(рецензия, отзыв, очерк, критическая статья).

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

4.Чтение текста ( автор И.Бражник «Сумка волшебника» ).

а) – Жанр принадлежности текста?

( Нет анализа, выражено отношение автора к книгам ).

- Какой тип текста? ( рассуждение ).

- Композиция? ( свободная, выводов нет ).

- Прозаические произведения. О чём? ( ближе к этюду или очерку ).

Это жанр – эссе – великолепный образец эссе.

Работа со — Что такое эссе?

словарём. (жанр, композиция, объём)

ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции в

форме рассуждения на частную тему. (запись)

(Субъективная точка зрения, индивидуальность впечатления

- Докажите, что текст субъективен?

На первом месте чувства, ассоциации самого автора).

Работа со — Что такое ассоциации?

словарём. (одно представление вызывает другое).

(запись) — Докажите, что текст ассоциативен?

- Мысли автора выражены оригинально?

(синонима к слову оригинально – необычно,

по-новому,

субъективно)

Итог СОДЕРЖАНИЯ ЭССЕ: на первом плане – личность автора, его

мысли, чувства,

индивидуальность,

впечатления, ассоциации,

оригинальный взгляд на

предмет.

б) – Работа с диаграммой (реальные события).

очерк

эссе

Работа со в) – Парадоксальность.

словарём. – К какому поэту автор относится парадоксально?

(запись)

(к Маяковскому)

- Ваше парадоксальное мнение к писателю?

(читательский опыт)

- Текст отличается лаконичностью – (отточенность

формы).

- Что это такое?

Работа со — Афористичность?

словарём. – Выпишите из текста афористические выражения.

- Каждая строка дышит эмоциональностью.

- Почему это важный признак эссе?

СТИЛЬ ЭССЕ: парадоксальность, афористичность, эмоциональность;

установка на разговорную лексику – что это значит?

(Откровенный разговор с читателем контакт с читателем).

- Найдите слова разговорного стиля? (вводные

слова,

их роль).

- Легко ли написать такое сочинение?

- Каков синтаксис эссе?

(Не просто, цепь вопросов, именительное представление, ряды однородных членов –

как кружево;

расчленение предложения (последнее предложение), синтаксический параллелизм).

Итак, непростой красивый жанр – эссе?! Какими качествами должен обладать автор

эссе?

Исторические корни эссе: Платон, Э.Уэлс; фр.: Валерии, Калего;

Достоевский — «Дневник писателя», Паустовский, Пастернак, Цветаева – «Мой

Пушкин», Гоголь, Лермонтов – «Герой нашего времени».

Д/з: испытайте себя!!

Описать ассоциации к стихотворению Паустовского «Королева Морго».

Чем глубже мы погружаемся в текст, чем ближе подходим к тайне и чуду творчества,

тем интереснее и свободнее наше понимание искусства, мира, себя.

Разность читательского сотворчества с художником.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.