АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

.

Сегодня индустрия гостеприимства является вторым по значению ра­ботодателем на мировым рынке рабочей силы. Отрасль гармонично объеди­няет предприятия в родственных сферах экономики — отели, рестораны, тури­стские предприятия, национальные парки и пр. — с разнообразными способа­ми владения и управления. Глобализация индустрии сопровождается разви­тием современных управленческих форм: партнерство, договоры аренды (ли­зинг), управление по контракту. Одним из таких механизмов стратегического управления представляется франчайзинг. Многолетняя практика применения франчайзинга в гостиничном и ресторанном бизнесе развитых стран убеди­тельно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая базиру­ется на методиках тиражирования по определенным технологиям проверен­ных практикой концепций бизнеса.

Идея франчайзинга опирается на противоречивое единство зависимо­сти и независимости партнеров друг от друга. Зависимость обусловлена тем, что франчайзер предоставляет франчайзи раскрученную торговую марку, маркетинговую, информационную, технологическую, а в некоторых случаях и финансовую поддержку [1]. Таким образом, франчайзи получает возмож­ность с меньшими издержками открыть собственный бизнес, но при этом бе­рет на себя обязательства:

  • действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления;
  • соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспе­чения качества;
  • участвовать в программах обучения и развития производства.

Независимость обусловлена тем, что франчайзи является самостоя­тельным юридическим лицом, административно не подчиняется франчайзеру и целиком отвечает за экономические результаты своей работы.

Во взаимоотношениях франчайзинга возникает тройное преимущество: франчайзер выигрывает потому, что закладывает прочный фундамент для своей компании, франчайзи — потому что может воспользоваться проверен­ными экономическими методами франчайзера, потребитель — потому что по­лучает товары и услуги высокого качества.

История использования франчайзинга в европейской, американской и российской индустрии гостеприимства демонстрирует высокую эффектив­ность и популярность этого механизма среди предпринимателей. К сожале­нию, сегодня в России преобладающее количество франшизных предприятий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.

Создание конкурентоспособного предприятия в области индустрии гостеприимства сопряжено с привлечением значительных стартовых ресур. сов: финансовых, инфраструктурных, информационных, интеллектуальных.

Иркутская область по совокупности природных, климатических и эко­номических ресурсов является привлекательной для развития индустрии ту- ризма (туристских комплексов, гостиниц, ресторанов и пр.). Приведение ин­дустрии гостеприимства к уровню мировых стандартов требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов. Геополитическое положение Ир­кутской области наряду с отсутствием гарантий со стороны областного и го» родского бюджетов является препятствием на пути проникновения в регион внешних инвестиционных потоков.

Тем не менее, необходимость развития туристской инфраструктуры на уровне мировых стандартов на побережье Байкала является очевидным про­цессом, и дело только во времени и стабилизации экономических и полити­ческих факторов. Поэтому сегодня региону жизненно необходимы обосно­ванные маркетинговые исследования и инвестиционные проекты, прогнози­рующие развитие туристской инфраструктуры.

В качестве одного из альтернативных источников развития индустрии гостеприимства может быть рассмотрен механизм франчайзинга как инстру­мент создания конкурентоспособного гостиничного бизнеса в регионе.

Создание гостиничных цепей позволяет продвигать на мировой рынок высокие стандарты обслуживания туристов.

В процессе выхода на международный рынок туристских услуг весьма перспективным представляется воспользоваться чужим опытом, возведен­ным в степень стандарта.

В настоящей работе предпринята попытка оценить эффективность ор­ганизации гостиницы на основе франчайзингового договора в г.Иркутске. В качестве аналога из всего многообразия конкурентоспособных заведений средств размещения была отобрана гостиница Quality Hotel Tyumen в Тюме­ни, принадлежащая гостиничной цепи Choice Hotel International.

Компания Choice Hotels была создана на основе гостиничной сети Quality Inn, которая являлась пионером в предоставлении услуг средств раз­мещения с качественным обслуживанием по доступным ценам [2]. На сего­дняшний день она является одной из самых крупных франчайзинговых ком­паний индустрии гостеприимства в мире, объединяющей более 5000 гости­ниц, управление которой осуществляется двумя гостиничными корпорация­ми — Choice Hotel Europe и Choice Hotel International. В России в настоящее время сеть представлена всего одним отелем — Quality в Тюмени. Компания расширяет свою сеть путем франчайзинга, покупки и контрактов на управле­ние.

Первый в России Кволиги Отель «Тюмень» открыт в 1995 году. Управ­ление осуществляется на основе франчайзингового соглашения в соответст­вии с признанными европейскими стандартами. Отель расположен в самом центре г.Тюмень в непосредственной близости к административным и прави­тельственным учреждениям, банкам, торговым центрам и историческим па­мятникам, в 25 минутах от аэропорта и 10 минутах от железнодорожного во­кзала. В инфраструктуру отеля входят 230 комфортабельных номеров меж­дународного класса, конференц-центр, бизнес-центр, банкетные залы, ресто­ран, кафе, кондитерская, лобби-бар, ночные клубы, фитнесс-центр. На по­добных условиях в гостиничную цепь Choice Hotel International может быть включен отель в г.Иркутске.

Потенциальному инвестору может быть предложена организация гос­тиницы в форме полносервисного отеля экономического класса, который от­носится к международному классу Superrior Tourist, что соответствует 4 ка­тегории согласно ГОСТу РФ 500645-94. Гостиница предлагает услуги про­живания, питания, широкий спектр дополнительных услуг. Предполагается, что услуги гостиницы будут ориентированы на туристов, деловых людей и семейные пары со средним, выше среднего и высоким уровнем достатка.

Создание гостиницы может быть спланировано на базе здания, нахо­дящегося в историческом центре г.Иркутска на берегу реки Ангары и нуж­дающегося в капитальном ремонте. Общая площадь здания 6392 кв.м.

Стоимость реализации проекта оценивается в 2200000 $US (1500000 $US — внешние инвестиционные ресурсы, 700000 SUS — собственные средст­ва), которые планируется израсходовать на приобретение здания, его рекон­струкцию, покупку необходимого оборудования, взнос за вступление во франчайзинговое соглашение, оформление согласительной и разрешительной документации, на покрытие текущих затрат в стартовой фазе проекта.

В качестве основных конкурентов в г.Иркутске могут быть рассмотре­ны гостиницы «БайкалБизнесЦентра», «Солнце», «Ретро». Гостиница плани­ровалась как предприятие, которое либо находится в равных условиях, либо по качеству услуг превосходит все конкурентоспособные средства размеще­ния в городе.

Инвестиционные средства проектируются как кредит под 11,5% годо­вых сроком на 4 года.

Полученные в работе прогнозные результаты функционирования гос­тиницы даже в условиях минимизации доходной и затратной частей проекта демонстрируют привлекательность проекта для инвестирования. При ставке дисконтирования 11,5% дисконтированный период окупаемости составляет 48 месяцев, индекс прибыльности — 1,02, чистый приведенный доход — 46451 SUS, средняя по проекту норма рентабельности — 30,48%, внутренняя норма рентабельности — 13,02%.

Проведенный маркетинговый анализ и финансовые расчеты демонст­рируют, что при условии реализации франчайзингового соглашения на ир­кутском рынке может появиться фешенебельная гостиница, располагающая 42 комфортабельными номерами, рестораном, баром, предлагающая своим клиентам широкий спектр дополнительных услуг. При этом будет создано 30 рабочих мест.

Актуальность привлечения в Иркутскую область фраичайзинго- вых механизмов для развития бизнеса может быть обоснована следующими положениями.

  1. Байкальский регион представляется весьма перспективным для развития туризма, в том числе ставка делается на предоставление услуг на уровне мировых стандартов. Франчайзинг представляется наиболее дина­мичным механизмом, посредством которого высокие стандарты достаточно быстро тиражируются.
  2. В области сложился класс собственников, которые готовь» вложить значительные собственные средства в бизнес, который обещает принести значительные доходы.
  3. В органах местного самоуправления постепенно зреет понима­ние необходимости стимулирования инвестиционных процессов. При этом привлекаются как внешние, так и внутренние инвесторы.
  4. При разработке проекта анализировался опыт других регионов России (в том числе опыт Тюмени), в которых успешно реализованы проекты создания гостиничног о бизнеса на основе франчайзинга.
  5. Отель, созданный как структурное звено успешно функциони­рующей по всему миру цепи, с одной стороны, позволит за короткий период создать узнаваемый во всем мире образ высококачественного гостиничного обслуживания. При этом будут использованы отработанная система привле­чения и обслуживания клиентов, технологии ведения рекламной кампании. С другой стороны, образ Байкала, использование национальных и местных ко- лоритов, индивидуальный подход к клиенту позволят создать персонифици­рованную модель обслуживания клиента в рамках франчайзинговой модели.

Список использованных источников

  1. Шулус Л., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства. //Российский экономический журнал.- 1998.- №1.- С.44-46.
  1. Уокер Д. Введение в гостеприимство. — М: ЮИИТИ, 1999. -463 с.
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.