МЕСТО ЛУГА В ПАНТЕОНЕ КЕЛЬТСКОЙ ВОЕННОЙ АРИСТОКРАТИИ ПО ДАННЫМ ИРЛАНДСКОГО ЭПОСА

.

Домовитова П.Я.

Пермский государственный университет, историко-политологический факультет

Луг является одним из наиболее часто упоминаемых божеств в ирландских сагах. Эпическая традиция наделяет его широким спектром различных между собой функций, что позволяет говорить о функциональной эволюции этого божества. Цель работы — проследить характер этой эволюции.

Наиболее полную информацию о Луге мы находим в так называемом мифологическом цикле саг, посвященном деяниям детей Дану. Обширный материал содержится также в двух героических циклах — уладском и цикле Финна.

В мифологическом цикле саг Луг противопоставляется остальным богам как «всеискусный». Он занимает трон и возглавляет воинство Племен богини Дану в битве при Маг Туиред, функционально вытесняя Нуаду, бога- правителя, и Огму, бога-героя. Теперь Луг является героем-воителем, защитником и правителем Ирландии, то есть, сочетает в себе функции военной аристократии. Стоит заострить внимание на то, что к Лугу переходят функции защитника Ирландии, принадлежавшие ранее Огме, воину-колдуну, представляющему «темную» сторону военного божества [2, 87] и имевшему явную связь с друидизмом. Подобное вытеснение может быть связано с возвышением военной аристократии, усилением светской власти и падением корпорации друидов.

Связь Луга с военной аристократией подтверждает также его популярность в героическом эпосе. Кухулин, главный герой уладского цикла, по одной из версий был сыном Луга.[3, 282] Имя героя, Пес кузнеца, наводит на мысль об аналогии с Файл-Иннисом, щенком Луга, непобедимым на поле битвы. О Луге же напоминает и известное копье Кухулина, не знающее промахов.

Интересен также момент пребывания Кухулина у Кулана. Легендарный кузнец Кулан по преданию был лишь одним из обличий Мананнана, бога загробного мира. Мананнан, в свою очередь, покровительствовал Лугу. В частности, именно Мананнан вручает Лугу волшебное оружие для победы над фоморами [1, 317], по сути, проведя тем самым, воинское посвящение. Аналогичная ситуация разыгрывается и с Кухулином, прошедшим обряд посвящения с помощью Кулана.

Обращает на себя и воспитание Кухулина, который, как и его божественный родитель, является сведущим во всех искусствах. Мы видим явный перенос на культурного героя черт отдельного божества.

Еще более интересно положение Луга в цикле Финна, наиболее позднем в ирландском эпосе. Финн, возглавлявший отряды фениев, живших в лесах воинов, был племянником Луга по материнской линии.[5, 373] Подобная родственная связь, пожалуй, имеет большее значение, чем родственная связь Луга и Кухулина — именно к дяде на воспитание отдавали ребенка. Более того, подобно Лугу, Финн является как потомком детей Дану, так и фоморов, воплощая в себе как светлое, небесное начало, так и темное, хтоническое.[5, 373]

Как и Луга, у Финна в руках оказываются сокровища Мананнана. Вероятно, через них юный герой познал потусторонний мир, проходя тем самым инициационный обряд. Далее, в ходе магических испытаний, Финн съедает лосося познания, испивает из источника поэзии и становится таким же «всеискусным» как и его дядя.

В сказаниях о Финне также присутствует мотив копья, с помощью которого Финн побеждает сида Айллена, и мотив щенка, постоянно сопровождающего героя.

Центральным эпизодом цикла является сюжет о победе Финна над фомором Голлом — мотив, красноречиво говорящий о тесной связи Луга и Финна.[1, 379]

Получается, что героическая биография Финна почти дублирует подвиги Луга. Подобное сходство мотивов позволяет сделать вывод, что, в отличие от Кухулина, Финн в данном цикле представлен именно как персонификация Луга. Вполне возможно, что Финн (что, по одной из версий, переводится как «светлый») — всего лишь одно из прозвищ «сияющего» Луга. То есть, в наиболее позднем цикле Луг практически сливается с героем- воином Финном, что говорит о полном доминировании военных функций.

Таким образом, можно отметить ярко выраженные воинские функции Луга и его тесную связь с военной аристократией. Однако, помимо социальных функций, данное божество обладало также и природными.

Само имя бога, переводящееся как «сияющий» [2, 217], говорит о его возможной связи с солярными культами. Мифологический цикл содержит не мало подтверждений тому, что Луг был тесно связан с небесными божествами. Это подтверждает один из наиболее архаических мотивов — победа над хтоническим существом, фомором Балором, что и обеспечило главенство Луга над Племенами богини Дану. На небесную природу Луга указывает также один из его атрибутов, копье, сжигающее все живое своим наконечником. Стоит также отметить и тот факт, что Луг сам является наполовину фомором, что указывает на его тесную связь с природными хтоническими силами.

Природные черты Луга проявляются также и в героическом эпосе, но намного реже. Так, например, зачатие Кухулина связано с проявлением Лугом функций небесного божества-оплодотворителя. Черты небесного божества имеет Финн, тесно связанный с Лугом и дублирующий его.

В целом, природные функции Луга довольно сильно заретушированы эпической традицией, представляющей Луга как божество, в первую очередь, социальное. Однако мы вычленили наиболее редкие, а потому, наиболее архаические мотивы, связывающие Луга с небесными культами. Таким образом, Луг, являясь изначально природным божеством, приобретает социальные функции военного божества и занимает центральное место в пантеоне. Он превосходит во всем остальных богов и убивает хтоническое чудовище, что объясняет его господство над детьми Дану. Здесь уместно провести аналогию с индийским Индрой, одним из позднейших богов пантеона — громовержец-герой, храбрый воин, победитель чудовища, олицетворение космической и биологической энергии, чьи функции шире, чем у старых божеств. Однако Луг, судя по родственным связям с фоморами, является одним из старейших божеств пантеона. Возникает вопрос о причинах его возвышения, разрешение которого представляется перспективой для дальнейшего исследования.

Литература

  1. Битва при Маг Туиред // Похищение быка из Куальнге. М., 1985
  2. Леру Ф., Гюйонварх К.-Ж., Кельтская цивилизация. СПб, 2001.
  3. Рождение Кухулина // Кельтские мифы. Екатеринбург, 2006.
  4. Росс А., Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. СПб, 2004.
  5. Финн, сын Кумхала // Кельтские мифы. Екатеринбург, 2006.
  6. Шкунаев, С. В., «Похищение быка из Куальнге» и предание об ирландских героях//Похищение быка из Куальнге. М., 1985
  7. Элиаде М., Очерки сравнительного религиоведения. М., 2001.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.