Купить этот сайт

Факторы финансовой стратегии предприятия

.

 

К внешним факторам, влияющим на деятельность предприятия можно отнести уровень доходов населения, а, следовательно, и уровень совокупного платежеспособного спроса, конкуренцию,  финансовую, кредитную и налоговую политику, уровень инфляции, политическую стабильность, развитие науки и техники и т. д., а  к внутренним – философию и цели фирмы, принципы деятельности, производственные, трудовые, финансовые ресурсы, а также уровень организации функциональных служб (финансы, маркетинг и др.).

Такие политические факторы, как отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическая нестабильность деятельности правительства; национализация собственности и т.д. способны спровоцировать кризисное состояние предприятия, а, следовательно, оказывают влияние на выработку финансовой стратегии предприятия. Такие факторы правовой среды, как недостаточное антимонопольное регулирование внешнеэкономической деятельности; неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства также могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятий.

Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социалистическая административно-плановая экономика выработала менталитет, ориентированный:

-  исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;

-  при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;

-  тратить заработанное и полученное на то, что раньше не допускалось или сдерживалось: многолетний вынужденный аскетизм, невысокий уровень культуры руководителей породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

Дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности предприятия, — преступность и коррупция, к сожалению, приобретают в современной России всё больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлением в условиях реформирования экономики.

В зависимости от метода воздействия целесообразно выделять прямые факторы, к которым относятся ресурсная база, цели и принципы деятельности предприятия, финансовое состояние предприятий-должников, уровень развития внутриотраслевой конкуренции и проч., и косвенные факторы: демографическая и социальная обстановка в стране, уровень политической стабильности, уровень доходов населения, уровень инфляции. Как видим, к разряду прямых следует относить факторы, которые непосредственно определяют основные направления финансовой стратегии, а также могут изменить финансовое положение предприятия, его финансовую стабильность, привести предприятие, как к процветанию, так и к его банкротству. А косвенные факторы, так или иначе, оказывая влияние на совокупный спрос, покупательскую способность, посредством общефирменной и функциональных стратегий, оказывают косвенное воздействие на финансовую стратегию. Так, важнейшим прямым фактором финансовой неустойчивости предприятий являются неплатежи. В целом неплатежи выражаются в совокупной просроченной задолженности предприятий другим предприятиям, государству, наемным работникам, банковскому сектору. Для России характерны такие черты неплатежей, как масштабность, отраслевая и региональная концентрация, неплатежи со стороны государства, задержка выплаты заработной платы. При растущем не возврате платежей за отгруженную продукцию наблюдается замедление темпов роста выручки, либо её абсолютное снижение, что естественно сказывается на величине и структуре финансовых ресурсов и необходимости пересмотра основных направлений финансовой стратегии предприятия.

При формировании финансовой стратегии важно также учитывать воздействие такого макроэкономического фактора как инфляция. Инфляция, как один из аспектов макроэкономической нестабильности порождает объективную заинтересованность в задержке платежей. Особенно важно влияние инфляции на перераспределение доходов между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Инфляция как политэкономическая категория уже сформировалась и в силу своей значимости оказывает влияние на принятие финансовых решений. Инфляция значительно усложняет процесс управления финансами, поэтому управленческим решениям финансового характера в инфляционной среде присуща определенная специфика. В названной ситуации усложняется процесс  планирования: основные решения финансового характера, имеющие критические значения для предприятия, носят, как правило, долгосрочный характер и связаны с оценкой инвестиционных проектов. Поэтому, планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно придерживаться следующих правил:

q   не следует держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, сократить займы и кредиты знакомым и контрагентам;

q   свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

q   по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими будущую кредитоспособность).

 Важным моментом стратегического финансового планирования в условиях инфляции является поиск дополнительных источников финансирования. Это обусловлено тем, что в инфляционной среде величина капитала, необходимого для нормального функционирования предприятия, постоянно возрастает. А, следовательно, даже простое воспроизводство нуждается в дополнительных источниках финансирования.

Особое внимание в условиях инфляции следует уделять управлению дебиторской задолженностью. Как уже отмечалось непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам, естественно, что для предприятия-кредитора процесс отвлечения  из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия (дебиторская задолженность) сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции.

Кризис в отечественной промышленности характеризуется не только спадом производства, но и катастрофическим ростом неплатежей предприятий за отгруженную продукцию, выполненные работы, в бюджет и внебюджетные фонды и т. д. А, как известно, внешним признаком несостоятельности предприятия, и как следствие его банкротства, служит приостановление его текущих платежей. Налицо тесная взаимосвязь кризиса неплатежей и проблемы банкротства. По западным критериям 80% предприятий в России следует сегодня признать банкротами. Поэтому выбор партнеров в бизнесе на основе оценки финансовой состоятельности должен быть приоритетным направлением процесса разработки финансовой стратегии. Естественно, что в данном случае не стоит ограничиваться лишь анализом финансового состояния потенциального контрагента. Необходимо также принимать все необходимые меры для предотвращения неплатежей: например, совершенствование договорной работы и договорной дисциплины. Так, во избежание названной ситуации уместно было бы заключение договора-инкассо с банком на акцептную форму расчетов с предприятиями-покупателями по обязательным поставкам, а также заключение с банком договора об автоматическом начислении штрафа за каждый день просрочки при несвоевременной оплате продукции с выставлением платежного требования в адрес банка, обслуживающего покупателя и т. п.

Более того, на наш взгляд, необходимо так строить отношения с бизнес партнерами, чтобы наиболее выгодные из них вошли в разряд «заинтересованных групп» [60]. Ведь, очевидно, что стабильность надежных и выгодных контрактов оказывает прямое влияние на финансовую устойчивость предприятия и, как следствие, на процесс формирование финансовой стратегии, так как последняя обязательно содержит расчет прогнозируемых объемов продаж, а, следовательно, и планируемый размер прибыли. Будучи «заинтересованными», названные субъекты экономических отношений, устанавливают деловые связи с данным предприятием по поводу поставки материальных, финансовых, трудовых и проч. ресурсов (поставщики), а также приобретения продукции, работ, услуг (покупатели). В случае же незаинтересованности отношения прекращаются. И, как правило, от контактов первыми отказываются покупатели. Вследствие чего доход сокращается, финансовые ресурсы истощаются, и финансовое положение предприятия становится неустойчивым. В такой ситуации возрастает необходимость корректировки финансовой стратегии, направленной на поиск дополнительных источников финансирования, что достаточно сложно в сложившейся экономической ситуации. Важную роль в названном процессе могут сыграть банки как поставщики финансовых ресурсов. В данном случае повышается значимость эффективной финансовой стратегии, так как банк только при условии полной уверенности в способности предприятия выполнить свои обязательства пойдет на сотрудничество. А сегодня только конкретные стратегические расчеты в финансовой области могут стать залогом такой уверенности.

Важным классификационным признаком является степень воздействия факторов на ключевой объект. В этой связи можно выделить жесткие и мягкие факторы. За основу классификации по названному признаку мы берем степень государственного вмешательства в деятельность предприятия посредством проведения финансовой политики, которая в свою очередь, является основным инструментом проведения государственной политики. Так как финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую, таможенную политику, то предприятие вынуждено осуществлять свою деятельность под постоянным руководством и контролем государства. Несмотря на полученную в переходный период самостоятельность предприятия подвержены значительному воздействию со стороны органов государственной власти. Исходя из этого, различного рода ограничения, бюджетные, налоговые таможенные, ценовые можно отнести к мягким и жестким факторам финансовой стратегии. Так, например, установление фиксированных цен, надбавок, предельных уровней рентабельности, ставок налогов, бюджетные нормативы и ограничения относятся к жестким факторам. А, например, коридоры цен, налоговые льготы, плавающие валютные курсы относятся к мягким факторам финансовой стратегии.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.