Содержание работы психолога

.
Цель:

Обеспечение развивающего характера профессионального образования в университете путем создания психолого-педагогических условий для успешного становления и развития студентов и выпускников вуза.

Задачи:
  • Содействовать распространению и внедрению в образовательную и воспитательную практику университета достижений в области отечественной и зарубежной психологии, результатов изучения социально-психологических процессов в ВУЗе;
  • Обеспечить психологическую помощь участникам образовательного процесса, психологическое сопровождение их в процессе решения задач образования и развития;
  • Осуществлять психологическую помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • Содействовать формированию психологической готовности участников образовательного процесса к жизненному и профессиональному самоопределению, эффективному взаимодействию в процессе обучения студентов в вузе, активной позиции выпускников на рынке труда, установки на непрерывность образования, гибкость и мобильность при изменении конъюнктуры на рынке труда;
  • Обеспечить проведение мероприятий по психологической профилактике, просвещению, диагностике, развитию (коррекции) и консультативной деятельности, сохранению и укреплению здоровья студентов и других участников образовательного процесса университета.

Основные виды деятельности службы

Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности студента на протяжении всего периода обучения в вузе; определение индивидуально-психологических особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, в профессиональном самоопределении и профессиональной подготовке, а также выявление причин неблагополучия в обучении и развитии.

  • Проведение психодиагностических исследований по выявлению проблем адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе;
  • Информирование руководства вуза, зам. деканов по воспитательной работе и кураторов студенческих групп о результатах психодиагностических исследований студентов, и разработка рекомендаций для оптимизации воспитательной работы на факультетах (подготовка психологических заключений по результатам психодиагностических исследований для кураторов студенческих групп и зам. деканов по воспитательной работе);
  • Обеспечение студентам обратной связи по результатам психодиагностических исследований (по обращаемости студентов);
  • Проведение индивидуальной психодиагностики по запросу студентов, необходимых для консультирования студентов.

Психологическая профилактика

В рамках психопрофилактического вида деятельности специалистами службы проводится работа:

  • По адаптации студенческой молодежи к условиям обучения в вузе: подготовка психологических рекомендаций студентам по адаптации к особенностям обучения в вузе и условиям жизнедеятельности в нем с позиций развития психологических умений и навыков самоуправления (индивидуального планирования, самоорганизации, самоконтроля и т.д.);
  • С преподавателями, кураторами студенческих групп и др. по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
  • По разработке программ индивидуальной психологической работы со студентами;
  • По созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику дезадаптационных состояний студентов (при переходе на каждый новый этап обучения в вузе);
  • По созданию благоприятного психологического климата в студенческих группах, коллективах кафедр и других структурных подразделений университета;
  • По предупреждению психологических проблем эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей и сотрудников университета;
  • По организации и проведению обучающих семинаров для студенческого актива и волонтеров по психологическим вопросам формирования готовности студентов к здоровому образу жизни, профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в студенческой среде.

Социально-психологическая поддержка:

  • Изучение социально-психологических проблем и условий жизнедеятельности студентов университета;
  • Выявление неблагоприятных условий и симптомов психической перегрузки, пониженной умственной работоспособности и невротических срывов у студентов с целью их профилактики;
  • По согласованию с администрацией и преподавательским составом вуза выявление симптомов психических перегрузок и невротических срывов у преподавателей; проведение мероприятий по нормализации их состояния;
  • Деятельность специалистов службы по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами — кураторами студенческих групп, преподавателями, социологами, медицинскими работниками и др.;
  • Содействие созданию благоприятного психологического климата в студенческих группах, в группах проживания в общежитиях, в научно-педагогических коллективах вуза за счет оптимизации межличностных отношений студентов между собой и с преподавателями, повышения психологической совместимости, оптимизации социально-психологических процессов в разных группах и коллективах вуза;
  • Диагностика причин нарушения общения между субъектами обучения и выработка рекомендации по их устранению; оказание психологической помощи и содействие в разрешении конфликтных ситуаций в студенческих группах, коллективах вуза.

Профориентационная поддержка и развитие:

  • Периодическое обследование студентов на разных этапах обучения с целью анализа, оценки и отслеживания динамики их профессионального и личностного становления в соответствии с требованиями высшей школы и модели специалистов по профилю данного вуза;
  • Определение сформированности профессионально важных и социально необходимых личностных качеств (компетенции) студентов, характеризующих социально-психологический портрет будущего специалиста;
  • Подготовка рекомендаций для абитуриентов по психологическим вопроса, связанным с подготовкой к поступлению в вуз.

Консультативная деятельность – оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и студента (по запросу клиента):

  1. Индивидуальное психологическое консультирование студентов по разрешению проблем личностного, семейного и профориентационного характера;
  2. Индивидуальное консультирование преподавателей и сотрудников университета по разрешению проблем личностного и профессионального характера (по обращаемости);
  3. Организация и проведение консультирования в общежитиях КемГУ в целях оказания психологической помощи студентам и т.д.;
  4. Оказание психологической поддержки студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  5. Групповые формы работы со студентами (психологические тренинги, групповые тематические занятия и т.д.).

Психологическое просвещение — формирования у студенческой молодежи, преподавателей, администрации вуза потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности.

  • Оформление стенда психологической службы по актуальной психологической тематике, в том числе пропаганде здорового образа жизни;
  • Подготовка материалов просветительского и пропагандистского характера для выступления на радио и телевидении, публикации в межвузовских, городских, областных периодических изданиях.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.