Купить этот сайт

Содержание и методика проведения практических занятий и контроль усвоения знаний

.

 

Общая схема подготовки и проведения семинарских (практических) занятий по курсу выглядит следующим образом:

Каждое семинарское (практическое) занятие проводится по определённой теме, по которой студентам предлагается перечень основных вопросов для обсуждения с целью:

1) сконцентрировать их внимание на изучаемой теме,

2) акцентировать узловые проблемы темы;

3) нацелить студентов на пути решения поставленных вопросов с учётом особенностей темы.

Начало занятия посвящается обсуждению предложенных  теоретических  вопросов (10-15 минут). Опрос студентов по заданной тематике производится, как правило, обзорно, т. е. они отвечают на поставленные вопросы вслух, дополняя друг друга.

После этого вниманию студентов предлагается условие   практического задания, которое, как правило, представляет собой  соответствующий текст с исходными данными в виде таблиц, учётных форм и т.п. Количество заданий в каждом конкретном случае разное, оно зависит от степени сложности изучаемой темы.

Все практические задания по предмету можно подразделить на 2 группы:

1)                задания по первой части курса- «Основы бухгалтерского учёта». К ним относятся задания по темам: «Предмет и метод бухгалтерского учёта», «Бухгалтерский баланс», «Счета и двойная запись».

2)                задания по второй части курса – «Бухгалтерский учёт в организации», к которым относятся задания        всех остальных практических занятий.

Выполнение заданий этих двух групп несколько различаются при определённом их сходстве.

Целью выполнения первых является: получение первичных знаний, умений, навыков по основам теории бухгалтерского учёта,-т.е. в вопросах классификации хозяйственных средств, процессов на предприятии, источников их образования;  в составлении на базе этих данных бухгалтерского баланса организации;  в решении  бухгалтерских проводок по всем темам курса. Задания этой группы, как правило, выполняются студентами  в основном на занятии, т. к. сложность заданий и их объёмы не очень велики.

Практические занятия второй части курса предполагают решение задач  по конкретным  темам практического учёта, ведущегося  на предприятии, т. е.  работу  с первичными и сводными документами по всем направлениям ведения учёта в организации (например, учёт внеоборотных активов, учёт производственных запасов, учёт труда и заработной платы и т.д. и т.п.)

Практические задания этой группы содержат гораздо более ёмкую информацию (задания для выполнения). Ведь главной целью их выполнения является  последовательное усвоение практики ведения учёта на каждом отдельном его участке, для чего требуются глубокие знания теоретических вопросов темы, вдумчивая, кропотливая работа и дома. На выполнение соответствующего практического задания отводится 1-2 недели (в зависимости от расписания) – до следующего практического занятия. В случае  возникших затруднений студенты могут обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателю.

Контроль усвоения  изучаемого материала  студентами по курсу «Бухгалтерский учёт» осуществляется  по нескольким направлениям:

1)опрос теоретического материала (вслух, по индивидуальным карточкам опроса, выполнение тестов),  2) выступление с докладом (написание реферата),3) решение задач по темам курса, 4) решение сквозной задачи по всему курсу,5) выполнение контрольных работ.

Опрос теоретического материала производится согласно вопросам, указанным в каждом практическом задании (см. задания). На каждом семинарско-практическом занятии обсуждаются вслух теоретические основы, т.е. основные вопросы, знание которых необходимо для решения практических задач. Далее на практическом занятии студентам предлагаются практические задания по изучаемой теме, которые они могут выполнять индивидуально или по мини- группкам. Преподаватель раздаёт отпечатанные варианты задания на каждый стол, студенты знакомятся с заданиями сначала бегло, т. к. на наиболее трудных моментах преподаватель акцентирует внимание, поясняя их. (В задании указывается порядок его выполнения, даются необходимые пояснения). Затем студенты приступают к выполнению заданий. Таким образом, на занятии делается основной задел в выполнении задания, а заканчивает его выполнение каждый студент дома, т. к. каждое задание требует для выполнения гораздо большего времени, чем семинарское занятие. Это обусловлено особенностями курса «Бухгалтерский учёт». Требуется, чтобы при выполнении практических заданий студенты не просто выполнили предложенные задания по пунктам, но и усвоили порядок заполнения бухгалтерских документов, регистров учёта, отчётных форм, взаимосвязи и взаимозависимости отдельных сведений и  приобрели навыки работы с ними. При этом особое внимание на каждом занятии преподаватель уделяет решению бухгалтерских проводок, считая эту часть  курса «Бухгалтерский учёт» наиболее сложной  для восприятия студентами.

На следующем занятии сначала производится проверка выполнения предыдущего задания, выясняются возникшие вопросы, каждому студенту выставляются оценки за его выполнение. А далее — начинается обсуждение следующей темы и выполнение нового практического задания по указанной схеме. Следует заметить, что студентам предлагается электронный вариант всех практических занятий по предмету, а также  сквозной задачи, что значительно облегчает получение информации каждым студентом для выполнения поставленных задач в течение года.

  Для углубления знаний, умений по курсу студентам в начале каждого семестра выдается тематика докладов (каждый должен выступить не менее 1 раза в семестр)- это доклады в основном по нововведениям, основным нормативным документам. Доклады должны быть представлены в краткой (тезисной) форме – на 5-7 минут. Для написания докладов студенты могут использовать список дополнительной литературы, нормативные документы, материалы периодической печати, находить собственные источники. Доклад оформляется в виде реферата-2-3 страницы печатного текста. Тезисы доклада докладчики, как правило,  раздают на каждый стол, что помогает каждому студенту вникать в суть излагаемого материала.

Тесты по темам курса предназначены  для закрепления знаний, полученных студентами при изучении курса «Бухгалтерский учёт».

Решение задач направлено на овладение практическими навыками решения бухгалтерских проводок по отдельным темам курса.

Решение сквозной задачи  предполагает проверку усвоения знаний каждым студентом с точки зрения применения полученных теоретических  знаний во всех разделах осуществления практики бухгалтерского учёта, отчётности, налогообложения. Выполняют сквозную  задачу  студенты  в конце 6-го семестра, т. е. по мере усвоения всех тем курса. Выполнение сквозной задачи имеет целью – помочь студентам сконцентрировать полученные в течение года знания, умения, навыки и применить их в практическом приложении, а также лучше подготовиться к сдаче предстоящего экзамена и прохождению  производственной практики по бухгалтерскому учёту. Каждый студент должен представить выполненный вариант задания и защитить его.

В течение изучения курса студенты  очного отделения должны выполнить (кроме сквозной задачи)  две контрольные работы, целью которых является текущая проверка усвоения изучаемого  материала.

По окончании 5-го семестра  студенты очного отделения сдают зачёт согласно списку вопросов для зачёта.

А по окончании следующего семестра – экзамен по всему курсу — согласно списку вопросов для экзамена.

К экзамену студенты очного отделения допускаются при условии  выполнения учебной программы по всем семинарско — практическим занятиям, контрольных работ и сквозной задачи.

Студенты заочного отделения допускаются к экзамену по курсу «Бухгалтерский учёт» при условии выполнения и защиты домашней контрольной работы.

Рассмотрим порядок выполнения двух практических занятий 1-ой группы  на примере данных по теме «Счета и двойная запись»- 3) «Решение бухгалтерских проводок на счетах синтетического учета» и 5) «Учет хозяйственных процессов».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.