План- конспект урока по теме: «Отряд Однопроходные. Отряд Сумчатые. Отряд Насекомоядные. Отряд Рукокрылые»

.

 

Цель урока: изучить отряды класса Млекопитающие. Отряд Однопроходные. Отряд Сумчатые. Отряд Насекомоядные. Отряд Рукокрылые.                                                                                                   Задачи:  Образовательные задачи: 1. Познакомить учащихся с представителями отряда Однопроходные, заострить внимание на особенностях отряда: размножении, определенных признаках. Рассказать о местообитании, образе жизни животных, значении для природы и человека. 2. Познакомить учащихся с представителями отряда Сумчатые, заострить внимание на особенностях отряда: размножения, анатомии. Рассказать о местообитании, образе жизни животных, значении для природы и человека. 3. Познакомить учащихся с представителями отряда Насекомоядные, заострить внимание на особенностях отряда: внешнем строении. Рассказать о местообитании, образе жизни жиаотных, значении для природы и человека. 4. Познакомить учащихся с представителями отряда Рукокрылые, заострить внимание на особенностях отряда: способе полета, ориентировке в темноте. Рассказать о местообитании, образе жизни животных, значении для природы и человека.

Воспитательные задачи: 1.Воспитать уважение к окружающему миру и друг к другу. 2. Расширить кругозор.

Развивающие задачи: 1.Продолжение формирования навыков работы с учебником: нахождение нужной, основной информации в тексте. 2.Продолжение формирования логического мышления. 3. Продолжение формирования грамотного изложения мысли. 4. Продолжить развивать внимание и память.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: рассказ, беседа.

                                                 

 

                                               Ход урока:

IОрганизационный момент: приветствие, отметка отсутствующих.

IIПроверка домашнего задания, фронтальный опрос: 1. Общая характеристика класса Млекопитающие; 2. «Плюсы и минусы» теплокровности.

IIIНовая тема.

Учитель: В триасовый период мезозойской эры, около 190 млн. лет назад, образовалось уже 2 подкласса млекопитающих. На доске они записаны. Подкласс Первозвери или Яйцекладущие и подкласс Звери. Ученые делят животных по разлячиям в процессе размножения.

Перейдем к рассмотрению подкласса Яйцекладущих. Ныне в него входит всего один отряд Однопроходных. Ископаемые останки однопроходных датируются триасовым периодом. То есть это очень древний отряд примитивных млекопитающих. На сегодняшний день в него входят всего 5 видов животных, обитающих только в Австралии, Новой Гвинее и острове Тасмания. Это 2 вида ехидн, 2 вида проехидн и 1 вид утконоса. На странице 158 в учебнике, посмотрите, как они выглядят.

Показывая на фотографию утконоса объясняю внешнее строение: тело покрыто волосяным покровом, голова заканчивается ороговевшим пластинчатым клювом, передние и задние лапы имеют перепонки между пальцами, что говорит о привязвнности утконоса к воде, мощный хвост, для поддержания баланса вовремя плавания.

По названию подкласса можно догадаться как размножаются яйцекладущие.

Ученики: Откладывают яйца.

Учитель: Да, откладывают яйца, как и их предки- рептилии, но это еще не всё, что сближает однопроходных с рептидиями. Откройте, пожалуйтста, свои рабочие тетради с печатной основой, над выделенной жирным шрифтом темой «отряд однопроходные», напишите сегодняшнее число 18.02.2013, и ответим на 1 вопрос.

Ученики: Признаки, которые сближают однопроходных с рептилиями.

1) Откладывают яйца.

Учитель: 2) Конечности распалагаются, как и у рептилий по бокам, а не под туловищем, как у остальных млекопитающих. 3) Непостоянная температура тела. 4) Имеют клоаку. Кто ответит на вопрос: « Клоака – это?»

Ученики: Клоака – это мышечная трубка, в которую открывается пищеварительный тракт и протоки мочеполовой системы.

Учитель: Молодцы! Допишите еще признаки, которые соответствуют только однопроходным: 1) Млечные железы лишены сосков. То есть молоко, выделяется с млечных протоков на шерсть животного, и малыш слизывает его с брюха матери. 2) Нет зубов.

На 2 вопрос, напишите ответ сами. На странице 159 в учебнике, вы найдете ответ.
Ученики: Ехидна.

Учитель: Да. Прочитайте 3 вопрос, я уже многое вначале сказала о них, можно быстро дать ответ.

Ученики: Древние и редкие.

Учитель: Правильно. Теперь поговорим об образе жизни и питпнии. Утконос — полуводное животное. Питается червями, личинками, моллюсками.

Ехидна и проехидна – сухопутные животные. Питаются насекомыми: муравьями и термитами. Поэтому  у них морды заканчиваются трубчатым клювом, для более удобного добывания пропитания.

Мы рассмотрели самых примитивных млкекпитающих. Так почему же они считаются примитивными?

Ученики: перечиляют признаки.

Учитель: Следующий отряд, который мы изучим – Сумчатые, он относится к подклассу Звери. На рисунке 128, страница 168 в учебнике – представители отряда. Отряд получил свое название благодаря наличию «сумки» на брюхе животного. Сумка представляет собой кожную складку. Для чего она?! Ответив на первй вопос под выделенной темой в рабочей тетради,  вы это поймете. Пишем: Детеныши рождаются недоношенными, затем переносятся в сумку, в ней прикрепляюся к соску матери, получают молоко и продолжают свой рост и развитие.

Детеныши рождаютя очень маленькими, всего несколько сантиметров. Так же сумчатых называют «нисшие звери». Так как они не могут обеспечить полноценное внутриутробное развитие своему малышу, и рождают их недоношенными.

Распространены сумчатые в Австралии, Новой Гвинее, острове Тасмания и в Северной Америке.

Местообитание и питание рассмртрим в работе по заполнению таблицы под заданием номер 2 в рабочей тетради.

представитель отряда

обитание

питание

Сумчатый крот

Почва, роет норы

Личинки, насекомые, черви

Сумчатая кошка

Деревья

Птицы, грызуны

Коала

Эвкалипт

Листья эвкалипта

Североам. опоссум

Деревья

Растительная и животная пища

Водяной опоссум

Вблизи ручьев и рек

Рыба, водные беспозвоночные

 

Справились.Перейдем к изучению отряда Насекомоядные. К нему относятся животные с древней историей. Распространены они повсеместно, кроме Антарктиды, Австралии, Южной Америки. Насекомоядные сохранили некоторые примитивные четры млекопитающих, например, слабая диффиринцировка зубов. В отряд входят мелкие млекопитающие с удлиненной мордой, в учебнике найдите, пожалуйста, ответ на первый вопрос и запишите его: Назовите самое мелнькое и самое крупное насекомоядное?

Ученики: Землеройка-крошка 4 см, выхухоль обыкновенная 22 см.

Учитель: Правильно. Насекомоядные ведут в основном ночной образ жизни.

Из названия отряда можно догадаться чем они питаются.

Ученики: Насекомыми.

Учитель: Да, и зачем же им такая удлиненная форма морды?

Ученики: Затем, чтобы лучше было доставать насекомых из углублений, трещин.

Учитель: Правильно, это и будет ответ на 3-ий вопрос в рабочей тетради. Но не только, найдите в учебнике, чем же еще они питаются?

Ученики: Растительной пищей, грибами, членистоногими, рыбой.

Учитель: Про образ жизни насекомоядных у вас как раз имеется 4-ый вопрос в рабочей тетради, ответьте на него сами.

Приступим к рассмотрению последнего, запланированного на сегодя отряда. Отряда Рукокрылые. К нему относятся летучие мыши, единственные млекопитающие, приспособленные к длительному машушему полету, а не к планированию, как, например, белки-летяги. Прочитайте 1-ый вопрос, я на него ответила уже, вам остается только записать.

Представители данного отряда распространены повсеместно, кроме? Найдите ответ в учебнике и запишите его, это вопрос №2.

Ученики: Арктика и Антарктида.

Учитель: Молодцы. Посмотрите на фотографию летучей мыши. У всех рукокрылых есть кожаная перепонка между передними, задними конечностями и хвостом, образующая крыло.

Активность рукокрылые проявляют в сумкречное, ночное мремя суток.

Питание разнообразно, кто-то насекомыми, рыбой, другие- нектаром, кровью теплокровных.

Зрение у рукокрылых развито слабо, как же они ориентируются в темноте?

Ученики: Рукокрылые определяют нахождение предметов по отраженному эху высокочастотных звуков, которые сами и издают. Это явлени называется эхолокацией.

Учитель: Да, это и есть ответ на 3-ий вопрос. Запишите его.

В дневное же время представители этого отряда спят в темных и влажных местах- в дуплах деревьев, пещерах, вися вниз головой. Температура тела понижвется во время сна. Как вы думаете, почему?

Ученики: Понижение температуры тела приводит к экономии энергии на поддержание метаболизма, что позволяет дольше летучим мышам обходиться без еды.

Учитель: Запишите это под вопросом №4.

На территории  РФ обитает достаточно много летучих мышей, представители: ушаны, кожаны, ночницы, нетопыри ( показываю фотографии).

IVРефлексия.

Мы выполнили все, что на сегодня было запланировано.

Проговорим еще раз:

1) Однопрохдные размножаются…? Обитают только…?

2) Сумчатые – нисшие звери, т.к. …?

3) Крот относиться к отряду…?

4) Эхолокация – это…?

5) Питаются ли летучие мыши только кровью теплокровных?

Есть ли у вас вопросы ко мне по пройденному материалу?

На следующем уроке мы будем изучать другие отряды млекопитающих.

VОткройте дневники и запишите Д/З: §31, в рабочей тетради №6.

Выставление отметок в журнал.

Всем спасибо! До свидания!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.