СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

.

С.А. Егоров, ГА. Мельников

Возраст русского предпринимательства давно перевалил за 1000 лет. Его юбилей можно было отмечать с тысячелетием России. Опира­ясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государ­ство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политиче­ское освоение гигантских территорий шло параллельно с их экономи­ческим освоением русскими предпринимателями.

Уже в 80-х гг. XV в. начался интенсивный процесс объединения русских земель, Московское царство стало возрождаться в качестве крупнейшей европейской державы, важнейшим фактором развития его экономики становилась торговля. Внешние коммерческие отношения Великого Новгорода, Пскова, Твери, других городов теперь стали осу­ществляться московским правительством. К столице сходились шесть торговых путей: беломорский, балтийский, литовский, степной, по­волжский и сибирский.

Москве принадлежала первая роль в русской торговле: являлась распределительным центром по снабжению регионов страны отечест­венными и иностранными товарами, ее монопольное положение в про­цессе складывающегося всероссийского рынка, экономической консо­лидации государства. «Сам царь, — как выразился один англичанин,— был первый купец в России». В столице была сосредоточена купече­ская элита Русского государства.

Одним из источников накопления купеческого капитала была сис­тема откупов, когда правительство предоставляло богатым купцам пра­во на продажу соли, вина и других, важных для казны товаров. В об­становке расширяющегося внутреннего рынка, когда появилась объек­тивная потребность в установлении постоянной связи между москов­ским рынком и периферийными ярмарками, местной торговлей, ини­циативу по ее осуществлению взяли на себя купцы, занимавшиеся отъ­езжим торгом для перепродажи — прасолы. Они продавали и закупали товары в разных местностях царства. При этом оптовая торговля в их операциях была главной, а розничная — лишь дополнительной. Инте­ресно, что в XVII веке термин «купец» обозначал не продавца, а поку­пателя, то есть человека, сделавшего покупку. Продавец товаров назы­вался «торговым человеком». В более полном смысле этого понятия купец определялся иначе — «купчина государев», что в равной степени относилось и к иностранным купцам («купчинам»). Более того, слово «купечество» в то время обозначало не купеческую корпорацию, а коммерческую деятельность. Еще с XV века прославились новгород­ские купцы Строгановы. Они одними из первых начали солеварное де­ло на Урале, торговали с народами Севера и Сибири. Иван Грозный дал в управление купцу Анике Строганову огромную территорию: Перм­скую землю по Каме до Урала. На деньги этого семейства позже был снаряжен отряд Ермака по освоению Сибири.

В сельском хозяйстве складывалась определенная региональная специализация и производство продукции на продажу. Возникли обще­российские ярмарки: Макарьевская (около Нижнего Новгорода), Свен- ская (около Брянска), Архангельская, Тихвинская, Ирбитская, Сольвы- чегодская. Особое место среди торговых центров занимал Великий Новгород, который славился торговлей еще в XI — XII веках.. В Сибирь везли главным образом предметы ремесленного производства. На вер- хотурский рынок привозили ткани, одежду, бакалейные товары, бума­гу. драгоценности и украшения из них, предметы домашнего обихода, металлы и т.д. Для Москвы Сибирь приобретала исключительное зна­чение из-за пушнины, важнейшей статьи экспорта молодого государст­ва. Путь до Тобольска был водным: через Москву, Оку, Волгу. Каму до Соликамска. Оттуда сухопутной дорогой до Верхотури. В Тобольск, на большой гостиный двор и стекалась меховая торговля.

Рост экономики страны увеличивал спрос на иностранные товары, что объективно направляло русское купечество на мировой торговый рынок. Отличительной чертой русской внешней торговли было негоци- анство — купцы продавали свои товары оптом, имея довольно крупные торговые дела. В XVI — XVII вв. Русское государство участвовало в за­падной торговле в весьма ограниченных масштабах из-за отсутствия выхода к Балтийскому морю, отсутствия собственного торгового фло­та, а также слабой товарности отечественной экономики. Важную роль в укреплении связей внутреннего рынка с зарубежными странами игра­ли ярмарки. Наиболее активной и мощной в этом плане была Архан­гельская ярмарка. Экспорт составляли: воск, мед, кожи, смола, сало, строевой лес, конский волос, икра. Наибольшее значение в русском экспорте имели меха (соболь, горностай, лисица), а также рыба север­ных рек (семга, палтус) и поташ. Импорт составляли: сукно, полотно, изделия обрабатывающей промышленности, металлы (золото и серебро привозились в слитках и в монете), изделия из стекла, вина, сахар, пря­ности и предметы роскоши. Важнейшими торговыми партнерами Рос­сии были Англия, Германия, Швеция, Италия, Китай.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.